Завершился прекрасный месяц май, лучший для меня в году. Месяц активного пробуждения природы, свежайшей зелени, нежнейших цветов, рождения планов и желаний, время призыва к действию, тяги к путешествиям. Для меня это и месяц дней рождения, моего и множества моих знакомых, так уж получилось. В этом году я побывала на нескольких праздниках, очень разных и даже весьма необычных. И поскольку волновалась, как пройдет мой собственный день, с особым вниманием присматривалась к тому, кто приходит на дни рождения к моим друзьям, и почему-то особенно к тому, какие тосты и поздравления звучат в адрес героя дня. Мне стало интересно, как мы даем понять имениннику, что он важен и значим, что он не только прекрасен сам по себе, но и является важной частью наших жизней.
|
У меня есть задумка систематизировать то, как наши научные знания о воле помогают в практической работе психолога. Пока мысли зреют, собираю материал, решила предложить себе маленькую задачку для разогрева. В руках милые любимые книжки 1970-71 гг. издания Агнии Барто. Эта женщина восхищает меня своим поэтическим даром, человеческими качествами и огромной любовью к детям. Ее стихи нельзя назвать назидательными, в ее поэзии даже «плохиши» не получают окончательного приговора, и имеют все шансы стать замечательными людьми. Необидная ирония облегчает каждое повествование, сближает нас с каждым героем. Мне жаль, если поэзия Барто уйдет из домашнего чтения, а скорее всего это уже случилось, так как в ней много реалий непонятных сегодняшним детям, а необходимость постоянных разъяснений затрудняет эффект «узнавания», снижает удовольствие от чтения. Но я человек, у которого на полке еще стоят зачитанные книжки Барто, и я могу позволить себе получить удовольствие и поиграть со стихотворением «Сила воли» (1940), поразмышлять, как Алеша воспитывал эту самую силу воли.
|
Пришло время подвести итоги довольно долгой работы, обдумать, что получилось лучше, что хуже. Запишу для себя на память, возможно, кому-то еще будет интересно или полезно.
|
Этот дневник моей свекрови давно отсканирован и хранится среди других документов. Это не просто личный документ, но и свидетель времени. А еще он возбудитель интереса. Каждый раз, когда расписание попадалось мне на глаза, незнакомые советскому школьнику 70-80х названия заставляли удивляться и представлять, как и когда они появились в школьной программе, почему и когда исчезли. Дарвинизм, МПВО, психология, а еще, по рассказам родителей, логика. Мои не очень настойчивые расспросы о сути этих предметов никакого энтузиазма у взрослых не встречали, они скорее вспоминали анекдот того времени. «Иванов пукнул в классе. Учитель выгнал его, ребята остались. Где ЛОГИКА?»
Мой интерес к вопросу возродился неожиданно после того, как я стала заниматься с подростками формированием психологических навыков, что заставляло меня размышлять о том, что элементарная психологическая грамотность и навыки (различать и выражать чувства, понимать свои потребности, выстраивать границы и т.д.) ничуть не менее важны, чем, например, основы безопасности. Мысли о необходимости хотя бы минимального курса психологии в школе не мне одной приходят в голову. И вот опять в памяти засигналило расписание пятидесятых годов с уроком психологии. Ведь это было уже, куда-то исчезло. Настало время изучить вопрос поближе.
|
Давно собиралась поразмышлять на тему «Что такое любить себя», то приближаясь к ней, то задвигая на потом. Порой сама фраза вызывала раздражение своей истертой бессмысленностью и пошлыми истолкованиями. Но снова и снова в беседах с клиентами она появлялась и чаще вызывала затруднения в толковании смысла. Что это такое «любить себя»? Заботиться о своем теле? Организовать свою жизнь так, чтобы жизнь других была подчинена твоим интересам? Быть внимательным исключительно к своим потребностям и переживаниям, игнорировать потребности и переживания других? Часто именно так или примерно так выглядит человек, любящий себя, в представлении тех, с кем мне приходилось беседовать на эту тему. И часто вслед за этим описанием следовало: «Мне это не симпатично». Размышляя на эту тему вместе с другими, я не спешила выдавать готовую формулу моего понимания этого понятия. Пускай же все пройдет неспешно …………………………………… Сквозь жар души, сквозь хлад ума. (А.Блок) |
С метафорическими картами я дружу давно, а в этом году повышала квалификацию в этом методе работы. Курс охватывал разнообразные темы и запросы, и, конечно, запас колод пополнился особенно полюбившимися. Одной из таких колод стала «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, главный художник П.Борозенец. Карты со сказочными сюжетами, легко прочитываемыми, с неперегруженными деталями рисунками показались мне бесконечно притягательными и глубокими. В них зашифрованы основные жизненные закономерности, ценности, предупреждения. В колоде содержатся 50 универсальных архетипических сюжетов. Она хорошо подходит для работы со взрослыми и детьми. Она настолько полюбилась мне, что несмотря на то, что я работаю со взрослыми, я решилась откликнуться на просьбу мамы 11-летних сестер-близнецов позаниматься с ними.
|
Последний осенний месяц обдувает холодным, колючим ветром, срывая остатки разноцветных листьев с деревьев и кустов. О чем думается в эти дни? Чего хочется?
|
Рада встрече с книжкой У.Юри , Р.Фишера «Путь к согласию или переговоры без поражения». Чудесное чтение, позволившее мне обобщить и структурировать мои представления о споре, выявить личные уязвимые места. Хочу поделиться тем, что важно в этом процессе для меня. Возможно, кому-то это будет полезно. |
Сегодня, когда тема госпитализации актуальна для значительно большего числа людей, чем обычно, когда страхи и тревоги актуализировались у тех, кто раньше не испытывал их, мне хотелось бы поделиться информацией о возможных состояниях после выписки из больницы. Эта информация может быть полезна не только тем, кто был госпитализирован в связи с вирусом, но и для тех, кто вернулся домой после другого лечения, для родственников пациентов. |
Мое первое детское знакомство с понятием «скука» связано со стихотворением С.Михалкова «А что у вас?». Всем знакомые строки. Дело было вечером, Делать было нечего. Что это за состояние такое, когда нет активности, нет интереса что-то делать, нет даже интереса к окружающему миру и людям? Странное, неизвестно откуда берущееся чувство, которое переживается мучительно и утомляет без видимого напряжения?
|