Гость | Регистрация | Вход
Россия, Москва
+7 (926) 079-08-43
Страницы: 1 2 3 »

                                                                               

У меня есть задумка систематизировать то, как наши научные знания о воле помогают в практической работе психолога. Пока мысли зреют, собираю материал, решила предложить себе маленькую задачку для разогрева.

В руках милые любимые книжки 1970-71 гг. издания Агнии Барто. Эта женщина восхищает меня своим поэтическим даром, человеческими качествами и огромной любовью к детям. Ее стихи нельзя назвать назидательными, в ее поэзии даже «плохиши» не получают окончательного приговора, и имеют все шансы стать замечательными людьми. Необидная ирония облегчает каждое повествование, сближает нас с каждым героем. Мне жаль, если поэзия Барто уйдет из домашнего чтения, а скорее всего это уже случилось, так как в ней много реалий непонятных сегодняшним детям, а необходимость постоянных разъяснений затрудняет эффект «узнавания», снижает удовольствие от чтения. Но я человек, у которого на полке еще стоят зачитанные книжки Барто, и я могу позволить себе получить удовольствие и поиграть со стихотворением «Сила воли» (1940), поразмышлять, как Алеша воспитывал эту самую силу воли.

 


       

 

Пришло время подвести итоги довольно долгой работы, обдумать, что получилось лучше, что хуже. Запишу для себя на память, возможно, кому-то еще будет интересно или полезно.

 


Этот дневник моей свекрови давно отсканирован и хранится среди других документов. Это не просто личный документ, но и свидетель времени.  А еще он возбудитель интереса. Каждый раз, когда расписание попадалось мне на глаза,  незнакомые советскому школьнику 70-80х  названия заставляли удивляться и представлять, как и когда они появились в школьной программе, почему и когда исчезли.  Дарвинизм, МПВО, психология, а еще, по рассказам родителей, логика. Мои не очень настойчивые расспросы о сути этих предметов никакого энтузиазма у взрослых не встречали, они скорее вспоминали анекдот того времени. «Иванов пукнул в классе. Учитель выгнал его, ребята остались.   Где ЛОГИКА?»

                             

Мой интерес к вопросу возродился неожиданно после того, как я стала заниматься с подростками формированием психологических навыков, что заставляло меня размышлять о том, что элементарная психологическая грамотность и навыки (различать и выражать чувства, понимать свои потребности, выстраивать границы и т.д.) ничуть не менее важны, чем, например, основы безопасности. Мысли о необходимости хотя бы минимального курса психологии в школе не мне одной приходят в голову. И вот опять в памяти засигналило расписание пятидесятых годов с уроком психологии. Ведь это было уже, куда-то исчезло. Настало время изучить вопрос поближе.

 

          


         

 Давно собиралась поразмышлять на тему «Что такое любить себя»,  то приближаясь к ней, то задвигая на потом. Порой сама фраза вызывала раздражение своей истертой бессмысленностью и пошлыми истолкованиями. Но снова и снова  в беседах с клиентами она появлялась и чаще вызывала затруднения в толковании смысла. Что это такое «любить себя»? Заботиться о своем теле? Организовать свою жизнь так, чтобы жизнь других была подчинена твоим интересам? Быть внимательным исключительно к своим потребностям и переживаниям, игнорировать потребности и переживания других? Часто именно так или примерно так выглядит человек, любящий себя, в представлении тех, с кем мне приходилось беседовать на эту тему. И часто вслед за этим описанием следовало: «Мне это не симпатично». Размышляя на эту тему  вместе с другими, я не спешила выдавать готовую формулу моего понимания этого понятия.

Пускай же все пройдет неспешно

……………………………………

Сквозь жар души, сквозь хлад ума. (А.Блок)


 С метафорическими картами я дружу давно, а в этом году повышала квалификацию в этом методе работы. Курс охватывал разнообразные темы и запросы, и, конечно, запас колод пополнился особенно полюбившимися. Одной из таких колод стала «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, главный художник П.Борозенец. Карты со сказочными сюжетами, легко прочитываемыми, с неперегруженными деталями рисунками показались мне бесконечно притягательными и глубокими. В них зашифрованы основные жизненные закономерности, ценности, предупреждения. В колоде содержатся 50 универсальных архетипических сюжетов. Она хорошо подходит для работы со взрослыми и детьми. Она настолько полюбилась мне, что несмотря на то, что я работаю со взрослыми, я решилась откликнуться на просьбу мамы 11-летних сестер-близнецов позаниматься с ними.

                                                    

 


 

 Последний осенний месяц обдувает холодным, колючим ветром, срывая остатки разноцветных листьев с деревьев и кустов.  О чем думается в эти дни? Чего хочется?

 


                                               

Рада встрече с книжкой У.Юри , Р.Фишера «Путь к согласию или переговоры без поражения».  Чудесное чтение, позволившее мне обобщить и структурировать мои представления о споре, выявить личные уязвимые места. Хочу поделиться тем, что важно в этом процессе для меня. Возможно, кому-то это будет полезно.


Сегодня, когда тема госпитализации актуальна для значительно большего числа людей, чем обычно, когда страхи и тревоги актуализировались у тех, кто раньше не испытывал их, мне хотелось бы поделиться информацией о возможных состояниях после выписки из больницы. Эта информация может быть полезна не только тем, кто был госпитализирован в связи с вирусом, но и для тех, кто вернулся домой после другого лечения, для родственников пациентов.


           

Мое первое детское знакомство с понятием «скука» связано со стихотворением С.Михалкова «А что у вас?». Всем знакомые строки.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Что это за состояние такое, когда нет активности, нет интереса что-то делать, нет даже интереса к окружающему миру и людям? Странное, неизвестно откуда берущееся чувство, которое переживается мучительно и утомляет без видимого напряжения?

 


                                                                                          

«Не следует брать на себя больше, чем ты есть на самом деле, - за это придется платить постоянным чувством опасности и напряжением. Не стоит и представлять собой нечто меньшее, чем ты есть на самом деле, испытывая непреодолимое чувство вины и неполноценности. Нужно с величайшим вниманием и осторожностью прислушиваться к глубинному голосу, нашептывающему ту самую верную формулу твоей сущности, к которой следует постоянно стремиться.» К. Роджерс



1-10 11-20 21-21