Гость | Регистрация | Вход
Россия, Москва
+7 (926) 079-08-43

Сила воли

Итак,               

                         Был моряк у нас на сборе.

Был ли сбор октябрятский или пионерский? Хотелось бы знать для определения возраста Алеши. Ведь с 7 до 11-12 лет происходят огромные изменения в волевой сфере детей,  формирование произвольного поведения начинается перед школой и интенсивно развивается в указанный период.

Что-то подсказывает, что Алеша был октябренком (октябрята появились в 1923 году и завершили свой марш в 1991).

 Еще Л.Выготский говорил, что дети не способны к образованию «любых» намерений и могут действовать только в направлении наиболее сильных непосредственных побуждений, то есть могут делать только то, что хотят сами.  В.А.Иванников показал, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значительного увеличения волевого компонента действий.

Вот оно – мотив! Один из компонентов волевого поведения, и он у Алеши появился.

                         Алеша после сбора

                         Шагал домой пешком,

                         Мечтал, что станет скоро

                         Полярным моряком.

                         Он будет закаляться

                         И вечером и днем,

                         Он будет закаляться,

                         Все будут удивляться,

                         И спрашивать о нем.

Целых два сильных мотива – стать полярным моряком и получить максимальное уважение и признание. Известно, что увеличение количества мотивов в младшем возрасте не усиливает волевое поведение, но с увеличением возраста действует стимулирующее.

Можно только представить, какие картинки мелькали в воображении Алеши. Может быть, он был похож в них на полярника со сбора, а, может, он был сильнее и выше, в теплой ушанке и меховых сапогах и с замерзшей бородой. Что бы то ни было, мы знаем, что желания и чувственные образы вещей ведут к формированию образов или «призраков движения», которые затем переходят в реальные действия. Прочитала, что Лукреций Кар (99-45 гг. до н.э.) полагал, что источниками воли являются не только желания, вытекающие из потребностей, но и удовлетворяющие их внешние объекты, представленные в душе в виде образов. А образы побуждают к действию.

Поскольку моряк обозначил развитие силы воли как важный шаг к достижению заветной цели, именно этим и решил заняться Алеша. Но вот беда, он не знал, с чего начать.

                                         Может, целый день молчать?

                                         Может, лечь на голый пол?

                                         Перестать играть в футбол?

Как же понимал Алеша силу воли, проявления воли вообще? Сегодня мы бы сказали, что он понимал волю в довольно узком смысле волевой регуляции, как способности ограничивать свои побуждения, терпеливо выносить трудности. Но не спешим осуждать Алешу не только потому что он еще небольшой мальчик, но и потому что взрослые ученые до сих пор не имеют согласия в определении воли как таковой, точнее любое определение содержит понятия, которые в свою очередь могут быть определены по-разному. Нет и  четких классификаций волевых качеств. Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Н.Ф.Добрынин, В.К.Калинин, А.Ц.Пуни, Р.Ассаджиоли). Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, самообладание, инициативность, смелость, стойкость. 

Алеша под впечатлением выступления моряка был полон решимости заняться развитием силы воли. О решимости писал  А.Ф.Лазурский как о чувстве, которое специфично для всех волевых актов и относится к числу возбуждающих и сопутствующих разрешению напряжения. Решимость как готовность к действию. Кроме эмоциональной и интеллектуальной стороны в решимости есть специфическое переживание, которое относит его не к чувствам, а к волевой сфере. Оно может быть разным по длительности, но все же не очень продолжительным.                                        

 

 Преисполненный решимости, Алеша приступил к тренировке терпеливости.

 

                                Спит он возле сундука

                                 На полу, без тюфяка.

 В психологии это качество рассматривается в одном ряду с терпением, выдержкой, стойкостью,   упорством. Часто говорят о нем, как о длительном поддержании волевого усилия   (В.К.Калинин), о проявлении «силы против себя» (З.Мюллер). Е.П.Ильин определяет его как   однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам. Но первый опыт Алеши   не удался.

                                   Что ж, бывают неудачи!

                                   Он решил не унывать.

Похвальное отношение! Да и в защиту Алеши помимо возраста можно отнести и тот фактор, что волевые качества человека это сплав врожденного и приобретенного. Врожденное – это типологические особенности свойств нервной системы, а приобретенное – опыт (умения и знания, связанные с самостимуляцией, мотив к достижению, опыт преодоления). Надо сказать, что Алеша проявил настойчивость и упорство, пробуя неоднократно разные способы, что уже проявление волевых качеств.

То, что Алеша выбрал тренировку выдержки и терпения, неудивительно. Младший школьный возраст – это важный этап развития волевой сферы личности ребенка, именно в это время начинается усиленное развитие выдержки, сдержанности как основы дисциплины. Исследования Е.И.Игнатьева (1960) и В.И.Селиванова (1949) показали, что в 1-3 классе формируются произвольные умственные действия: намеренное запоминание, произвольное внимание, направленное устойчивое наблюдение, упорство, сначала по указанию взрослых, а к 3-му классу они способны совершать волевые действия в соответствии с собственными мотивами. Ш.Н.Чхартишвили наблюдал, что при необходимости воздержаться от какого-то действия дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия, например, отворачиваются или берутся за другое действие. Наш герой не догадался.

                                Но как не съесть ириску,

                                Когда ириска есть.

По наблюдению ученых импульсивность мальчиков выше, чем у девочек. М.Н.Ильина изучила возрастные изменения волевого качества «терпеливость» у школьников от 7 до 16 лет. У девочек оно увеличилось на 96% со временем, а у мальчиков на 130% (!) Основной прирост пришелся на возраст 15-16 лет. У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности, она используется при преодолении трудностей. Тогда же усиливается моральный компонент воли.

У Алеши многое еще получится, тем более, что он в кругу единомышленников.

                                  Все ребята в нашей школе

                                  Развивают силу воли.

 

 

Категория: Статьи и размышления | Добавил: afrolova515 (03.02.2023)
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar