Гость | Регистрация | Вход
Россия, Москва
+7 (926) 079-08-43

Тайна расписания уроков.

 Я читала монографию «Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг.» Автор Стоюхина Н.Ю. В книге есть глава, посвященная психологическому образованию в школе и вузе. Как здорово, когда нужные книжки попадают к тебе вовремя! История вопроса рассматривается этим же автором  в статье «Возвращение психологии в отечественную школу (40-50-е гг. ХХ ст.)». Значит, страницы дневника, сохранившиеся в нашей семье - свидетели короткого возвращения психологии в школу!

С интересом и благодарностью к автору изучила эту тему и решила составить хронологию преподавания психологии в школе, возможно,  это будет интересно и вам.  Эта история полна драматизма, романтизма, трагедий и светлых мечтаний о новом здоровом  человеке-творце. Приглашаю к чтению указанных источников тех, кто хочет подробнее погрузиться в тему.

Итак,

1905 г.  Психология вводится в программы гимназий.  Я впервые познакомилась с термином «философская пропедевтика». Предмет объединял философию и психологию. А.Ф.Лосев,  будучи молодым преподавателем в 1919 г., вспоминал об этом предмете и, признавая его "недостающим", отзывался о нем  как о «скучноватом и отвлеченном», хотя дающим терминологию и некоторую умственную выучку.

1917 г. Преподавание психологии в народном образовании в целом закончилось. Хотя в 1918-1919-х в отдельных школах еще велось, это было отдано на усмотрение местных властей от образования.

1920 г. К этому году постепенно все школы молодого государства приняли единый вид, появились единые обязательные  образовательные планы школ. Предмета «психология» там не было.

Но два  последующих десятилетия споры по поводу необходимости, возможных форм и задач преподавания психологии в школе не утихали. В.С.Иоф (профессор кафедры психологии и педагогики 1-го педагогического  института) в 1919 году привел аргументы «за» и «против» психологии в школе. С одной стороны «психология спорная и слишком сложная наука», «нет хорошо подготовленных педагогов», с  другой – «ученики успешно усваивают материал, определения и понятия используют при изучении литературы, предмет будит интерес и создает желание  использовать сведения для объяснения различных явлений». Предлагалось включить преподавание психологии в трудовой школе 2й ступени (первая 8-12 лет).  Институт изучения мозга (В.М.Бехтерев) разработал анкету для учителей-психологов для исследования состояния школы (1920-21). Читать эту анкету чрезвычайно интересно. В 1924 г. на втором Всероссийском психоневрологическом съезде  прозвучал голос Л.С.Выготского, организовавшего психологическую лабораторию в педтехникуме в Гомеле в 1922-1923 гг.  Был сделан доклад о трех из пяти исследованиях. Там же он говорил о кризисе преподавания психологии в школе: не ясно место в учебном плане, общие принципы, и призвал принять все меры к тому, чтобы положить конец смутному и неопределенному положению.  Участник съезда Г.Даян поддержал Выготского, утверждая, что психология должна стать связующим звеном между циклом естественных и гуманитарных наук.  Это было последнее публичное обсуждение судьбы психологических  знаний в школе. Но в конце следующего десятилетия, такого тяжелого для советской психологической науки, все же снова зазвучали предложения включить  данный предмет в учебный план 10 класса средней школы до 40 часов в год. Эти предложения будут воплощены в жизнь после Великой Отечественной войны.

3 декабря 1946 г.

Вышедшим Постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» признавалось совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология. Тогда ЦК ВКП(б) счел необходимым ввести в течение четырех лет, начиная с 1947/1948 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В соответствии с этим Постановлением за два последующих учебных года преподавание психологии было введено в 598 средних школах.

Возникает вопрос, почему именно в такое тяжелое голодное время государству стало важно вернуть психологию в школу. Есть много версий. Одна гуманистическая – забота о детской душе, пережившей столько трагедий. Другая – результат эвакуации вузов вглубь страны, повышение статуса психологии за счет создания новых исследовательских и образовательных центров. Еще одна версия – продолжение реформы в организации учебно-воспитательного процесса, начавшейся в конце 30-х и прерванной войной. В соответствии с постановлениями 1931-36 гг. изменилась вся школьная система. Введена трехступенчатая школа (1-4, 1-7, десятилетка).  Нашим родителям памятно разделение школы на мужскую и женскую в крупных городах. Есть версия, что преподавание психологии стало частью единой системы философско-политического образования, то есть  обслуживало идеологию. Это подтверждается методическим письмом Академии педагогических наук того периода.

При внимательном чтении методической литературы 40-50-х гг. прошлого века по психологии для школ хорошо видны приметы того времени: дети с оккупированных территорий могли воспринять чуждую идеологию, поэтому была необходима контрпропаганда,  начиналась «холодная война», требовавшая работы с населением.

В это же время звучали голоса ученых, говоривших о необходимости формирования самосознания учащихся, их способности к саморегуляции и саморазвитию, важности  индивидуального подхода к людям. Это звучало действительно революционно. В этот же период создавались замечательные учебники по психологии.

1958 г. Вышел закон о развитии образования, одним из последствий которого стало исключение психологии из школьной программы. Далее этот предмет изучался в отдельных школах факультативно.

«В целом можно говорить о том, что история преподавания психологии в отечественных школах в середине XX в. пока представляет собой terra incognita, лишь отдельные ее фрагменты медленно проступают сквозь толщу идеологии.» - пишет Н.Ю.Стоюхина.

И иногда напоминают о себе через пожелтевшие странички дневников, добавлю я.

Категория: Статьи и размышления | Добавил: afrolova515 (28.01.2022)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar