Итак, это была серия занятий с девочкой 11 лет, и задачи передо мной стояли самые разнообразные. Надо заметить, что занятия происходили в присутствии мамы, при ее активном участии, и адресованы были обеим участницам. По сути мы занимались развитием навыков здоровой личности у ребенка и родителя. Умения, способности, которые часто не рассматриваются как навык. Тем более ценно, что мама подростка решила уделить этому внимание. Я имею в виду разнообразные навыки, такие как умения различать чувства, называть их, выражать, распознавать чувства других людей, выстраивать границы, понимать свою ценность, потребности, уметь проявлять заботу о себе. Маме такие занятия помогли быть более устойчивой, быть ближе к дочери, понимать ее, контейнировать ее сильные переживания. В ходе встреч возникали ситуации, когда необходима была психологическая помощь в чистом виде (это была ситуация кризиса), она была оказана, но в основном мы оставались в рамках своих первоначальных задач. Большую помощь и удовольствие получили все, включая меня, от использования метафорических карт. Нашими помощниками были колоды «Руки», «Эмоции и судьбы», «Тараканы в голове». Также в начале работы я использовала шаблоны «Город эмоций», но почти сразу моя юная клиентка отказалась от них и все работы выполняла самостоятельно, остался лишь размер рамки. Эти рисунки ее очень увлекали и по отзыву были любимейшей частью заданий. Если продолжить тему заданий, еще одним из понравившихся было придумывание историй на основе метафорической карты или серий карт как спонтанных на сессии, так и в качестве домашней творческой работы. Увлекательно было сравнивать истории, рожденные по мотивам одних и тех же карт у разных людей. Я часто принимала участие в таком творчестве. Это очень интересно самой, также мое участие создавало ситуацию минигруппы, что расширяло возможности. Серию встреч (а они происходили почти каждую неделю) мы начали с беседы, в которой обсудили, кто такой психолог, с кем и как он работает, кто и с чем может обратиться за помощью, что ты будем делать. Были представлены наборы метафорических карт. Возраст и развитие ребенка позволили также приоткрыть механизм «волшебства» карт, моя клиентка привела примеры метафор и ассоциаций, к чему мы не раз возвращались в процессе работы. На первой же встрече была использована техника «Мое состояние прямо сейчас». Наши дальнейшие занятия делились примерно на равные части: уроки психологической грамотности или развитие эмоционального интеллекта, вторая была полным погружением в мир ассоциативных карт, связанным с темой дня. Занятие длилось 45-50 минут. Мы обсуждали эмоции и чувства, их отличия по силе и устойчивости, их функции, телесные проявления. К каждой встрече моим участникам предлагался список синонимов чувств, которые мама и дочь независимо друг от друга ранжировали по интенсивности, было интересно сравнивать. Развивающий бонус заключался в том, что проявилась необходимость прояснять точное значение некоторых слов. Надо признать, что юная клиентка в заключительном обсуждении всей работы не слишком высоко оценила эти моменты, возможно, они напомнили ей школьные занятия, или она чувствовала себя неуверенной в данном процессе, но я старалась поддерживать ее и обучать способности выдерживать свою временную некомпетентность. Зато составить «градусник дня» или разноцветный «коктейль чувств» всегда было легко и приятно, так же как и нарисовать домик печали и радости, дотошности (да, и такой был). Работа с картами (вторая часть) всегда была увлекательной. Очень интересны были диалоги между картами, выбор названия композиции. Большой успех был у колоды «Тараканы в голове». Первая реакция брезгливости сменилась всплеском активности, увлеченностью. Субличности моей юной клиентки дружили, спорили, приглашали помощников, выдумывали новые способы справляться с ситуацией. Бояшке помогали Хорош-Прехорош и Вредина, Сомнениусу Лениус, у них находились сильные и слабые стороны, и к удивлению владелицы тараканов не каждый из тех, кто попал в кучку плохих был так уж плох. Моей спонтанной находкой стала игра в заказ тараканов в интернет-магазине вслепую и «распаковка» их. Мы обсуждали покупку: зачем он, что он делает, хорошие, плохие качества, принимали решение, оставляем или делаем возврат. Важным диалогом мамы и дочери стало дарение тараканов друг другу с правом принять или отказаться. В общем, тараканы поработали на славу. Тема шаблонов, автоматизма в сравнении с интуицией и фантазией переросла в создание спонтанной истории, где каждая взятая ВЗ карта могла резко развернуть историю (3 участника). По отзывам, эта работа понравилась, в семье похожая игра происходила потом во время поездки на машине. Мне показалась важной встреча, когда мама и дочь молча ВО вынимали карты, отвечающие на вопрос «Мне грустно, когда…, мне страшно, когда… Деликатное обсуждение завершалось картой-помощницей, полученной ВЗ. Задание выбрать 5 карт для своей истории и предложить их другому для создания его истории привело к удивительному открытию. У другого может быть совершенно иная история, и по этому поводу может быть много разных чувств, которые мы к тому времени научились мастерски определять и называть. Вспоминая наши встречи сейчас, я испытываю удовольствие от того, что получилось, от того, что было интересно в процессе работы. Помню усталость, так как было трудно перенастроиться на юную клиентку (я работаю в основном со взрослыми). Это требовало особой гибкости, деликатности, выдумки. И, конечно же, осталась благодарность маме девочки за обращение ко мне с таким заданием, призвавшим мои творческие способности, благодарность за ее участие и такт. | |
Просмотров: 188 | |
Всего комментариев: 0 | |