Итак, тест 20-ти утверждений. Проективная диагностическая методика. Авторы М.Кун и Т.МакПартленд. Создана в 1954 году для диагностики идентичности. С тех пор она была расширена, видоизменена, варианты используются для разного возраста и для решения разных задач, не только диагностических. Теперь часто к вопросу «Кто Я?» добавляется вопрос «Какой Я?». Но по-прежнему предлагается в течение 12 минут (иногда меньше) написать в столбик 20 слов, сочетаний, отвечающих на вопрос «Кто Я?». А затем следует анализ того, что родилось в этой спонтанной работе. Анализ можно провести с ориентацией на те проблемы, с которыми обращается клиент. Также список может показать специалисту особенности способа выражения и языка клиента, что способствует более качественному контакту. Анализ традиционно опирается на исследование того,
Авторы методики первоначально выделяли следующие категории для анализа: физические, статусы в социуме, чувства и способы поведения, универсальные характеристики. За долгие годы список менялся, разрастался, в него вошли коммуникативные, материальные, деятельные, перспективные (прошлое, настоящее, будущее), рефлексивные категории. В фильме Владимир Николаевич, определяя себя, назвался пришельцем. Мне кажется, он посчитал это временной текущей характеристикой в надежде скоро вернуться домой. А там, кто знает, что он думал в минуту отчаяния. При анализе самоопределения интересно рассмотреть количественное соотношение различных категорий, например, социальных ролей и индивидуальных характеристик. Какие из них преобладают. В случае героев фильма такой характеристикой стала социальная, профессиональная у Владимира Николаевича и этническая принадлежность у Гедевана. Очень простая на первый взгляд методика и по форме и по исполнению в сегодняшнем дне мне кажется столь же универсальной, сколь и глубокой, незаслуженно мною забытой и не используемой в практике. Хотя анализ полученного при ответе на вопрос «Кто Я?» может быть использован для решения самых разнообразных задач. Например, простой подсчет положительных и отрицательных качеств даст нам представление о самооценке человека, анализ функций тех или иных качеств может привести к пересмотру их значения или позволит переформулировать его. Можно рассмотреть те качества, которые хочется усилить и поискать пути воплощения такой задачи. Или, продолжая тему саморазвития, рядом с первым списком составить список «Каким я хочу быть?». Сравнить списки, найти уже существующие синонимичные качества, обсудить реалистичные пути движения в сторону желаемого. Это же упражнение можно использовать в теме работы над детско-родительскими отношениями, в семейном консультировании. Сравнение, выявление сходств и различий, поиск того, что помогает, что мешает, что привнесено другими, что дано от природы, все это помогает в работе. Если клиенту трудно начать писать, и созерцание чистого листа с необходимостью самоопределения вызывает напряжение, сегодня я бы предложила из колоды метафорических карт выбрать до 10 карт, в которых человек так или иначе узнает себя. А уж затем начать писать, опираясь на изображения, определяя себя словами. И еще мне кажется интересным, как может меняться со временем наше самоопределение, и как бы я ответила коротко на дерзкий вопрос инопланетянина «Ты кто?». | |
Просмотров: 36 | |
Всего комментариев: 0 | |