Гость | Регистрация | Вход
Россия, Москва
+7 (926) 079-08-43

Все не могут быть мужественными

Закончила читать «Вдали весной» Агаты Кристи (Absent in the Spring, 1944). Удивительно, что роман не детективного жанра только сейчас попал в поле моего внимания, но я очень рада, что знакомство с ним состоялось именно сейчас, не раньше. Сколько смыслов, отзвуков и размышлений, связанных со своей жизнью и профессиональной практикой, сколько нежности и печали пробудила эта история.

 

Взрослая успешная женщина волею случая предоставлена сама себе в маленькой гостинице в пустыне, вынужденно пребывая в одиночестве. С ней происходит то, что едва ли случилось бы без вынужденной остановки. Прежде не было потребности думать о себе. «Легко заполнять жизнь чем-то несущественным, пустяком, не оставляющим времени для самокопания.» Автор удивительно тонко описывает это погружение в себя, неспешное, поэтапное, в деталях описывая мысли, чувства, образы и телесные ощущения героини. По началу «впервые вслушиваясь в свои мысли», Джоан заинтересована и даже будто бы получает удовольствие, но чем больше она пробуждается от своего сна наяву, тем более опасным ей кажется то, что происходит. «Трудно управлять обрывками мыслей, которые снуют в голове, точно ящерицы, выскакивающие из щелей». В тишине погружения в себя всплывают обрывки разговоров, впечатлений, воспоминаний. Они обретают яркое звучание, наполняются смыслами, и эти смыслы пугают Джоан. Образы выскакивающих из щелей ящериц в сознании героини превращаются в частички правды, прежде тщательно замаскированные, она пытается собрать их воедино, создавая свои подлинную историю, историю Джоан Скьюдмор. Чем ближе к правде приближалась Джоан, тем сердце билось быстрее обычного. Тело стало деревянным и скованным. Приближение осознания героиня воспринимает, как приближение пытки. Пытается не думать. Но, не имея силы сдерживать дрожь, признает, что если «придумал что-то такое, то значит, мысль уже сидела в голове». Свое ощущение разрешения кризиса Джоан передает словами: «Мне стали открываться вещи о себе самой, то, что знала, но не хотела признавать». Ящерицы перестали выскакивать и пугать ее. Встреча с самой собой состоялась, пришло узнавание себя. Это сопровождалось ощущением тепла в теле, сожалением, жаждой любви и прощения. Как я люблю такие моменты в консультировании. Они действительно сопровождаются ощущениями расширения, лучшего вИдения, слезами, готовностью к изменениям.

 

Чудесные описания процесса встречи с собой не заслонило другую, не менее для меня важную тему. Это тема мужества. Каждый ли человек, переживший кризис, пройдя трудный путь самопознания, очищения, озарения, когда «душа познает собственную горечь», способен быть с этой правдой, снова не спрятаться от реальности. Снова и снова я обращаюсь к этому вопросу, соприкасаясь с историями людей. И вот эта тема развернулась в романе «Вдали весной», сопровождая меня в моих размышлениях. Слово «мужество» появляется не раз в романе. Родни говорит о Лесли, что в ней достаточно мужества, чтобы во всем идти до конца, быть верной избранному пути. «Мужества хватило на всех, кого любила». В момент нравственного выбора дочери Аврелии Родни также говорит: «Верю, что тебе хватит мужества», мужества для выбора, мужества следовать своему выбору. О том же, но другими словами говорила мисс Гилби в своем напутствии Джоан в день окончания школы: «Ты не должна замечать только внешнюю сторону вещей потому, что так проще, и из желания уберечь себя от боли. Жизнь дарована нам для того, чтобы прожить ее, а не проскользить по ней....И будь готова к ответственности!», я бы добавила, что для этого понадобится много мужества.

 

Можно ли ожидать от всех такой силы духа? Всем ли знание придает силы? Можно ли ожидать, что пробуждение от сна наяву, внутренняя работа, встреча с самим собой автоматически дарует силы на новую жизнь без попыток спрятаться от реальности? Герои романа так отвечают на невольные размышления читателя. Родни: «Я устал. Все не могут быть мужественными» и «ломается» после смерти любимой женщины. Джоан: «Опасаюсь всего, что может причинить боль. Никакого мужества» и продолжает жить в «ящике с игрушечным мужем, игрушечными детьми и слугами». А Саша на решимость Джоан начать «новую жизнь с этой минуты» замечает «Так поступали святые», намекая, что для исполнения задуманного нужно много мужества, возможно большего, чем есть у Джоан.

 

Признание права человека на выбор НЕ начать новую осознаную жизнь, даже если проделан большой путь внутренней работы, и в этом есть мое профессиональное участие, давалось мне нелегко. Роман «Вдали весной» прочитан действительно вовремя. Сегодня я готова признавать и доверять любому выбору человека, потому что прожить жизнь осознано, а не скользить по ней, возможно, если ты готов к ответственности, готов к встрече с болью. С печалью и нежностью я признаю, что для этого нужно иметь мужество, а «не все могут быть мужественными».

 

Хочется повторить за Агатой Кристи: «Путь твой проляжет вдалеке от пути истинного. Помни об этом в час сомнений и мук».

Категория: Статьи и размышления | Добавил: afrolova515 (18.01.2020)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar