Формальный уровень. Первая беседа. Ощущается порой как что-то угрожающее. Чтобы справиться с этим, клиент ведет себя так, как общается с авторитетными людьми, которые обращают внимание на нашу внешнюю сторону. Старается произвести положительное впечатление. доступность и экспрессивность сдерживаются. Ограничена включенность, все под контролем. Контроль осуществляется сосредоточением внимания на имидже, уходом от переживания. Человек осознает себя, но не раскрывает. Повышенное внимание позе, вежливости, грамматической точности. Психотерапевт ищет баланс – следовать за маневрами клиента, чтобы не напугать его, с другой стороны двигаться к большему присутствию, но не слишком быстро. Поддержание контакта. Промежуточный шаг. Здесь можно расспросить об образовании, как получал работу, каков обычный день. На этом этапе возможен сбор данных по вопросам, имеющим психотерапевтическое значение (значимые люди, статус семьи). Здесь клиент может вскоре показать большую вовлеченность, ее можно усилить, если клиент готов. На этом уровне меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже немного. В обычной жизни это разговор недолгий, сосредоточен на деле, могут встречаться ритуальные шутки. Стандартные беседы. Означает обычные или ожидаемые. Характерны для повседневных разговоров. Меньше заботы о собственном имидже и больше вовлеченности в выражение внутренних переживаний или их равновесие. Беседы не содержат конфликта, есть искренняя, но ограниченная личная включенность. В обычной жизни эти разговоры характеризуются использованием множества жаргонных словечек и оборотов, которые касаются деятельности и насущных проблем. На этапе стандартной беседы также собираются данные о клиенте, терапевт улавливает признаки более глубоких чувств и конфликтов. Здесь есть выбор, исследовать ли выявленную область предубеждений, признаки более глубоких чувств (фразы я полагаю, трудно судить, смена позы). Критические обстоятельства. Только когда результатом терапии должны стать серьезные изменения, большая часть работы идет на этом уровне. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Такие разговоры, которые могут приводить к изменениям в мыслях, чувствах или действиях одного или двух собеседников. Типичны для этого уровня актуальные эмоции, а не воспоминания о них. Клиент более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем поддержанием имиджа, его речь более разнообразна по форме, темпу и эмоциональной окраске, возникают заминки. Когда облегчается доступ к внутренним переживаниям, человек становится более живым, непосредственным, часто использует прилагательные, наречия, пытаясь передать качество и оттенки переживания, используется сленг, восклицания, ругательства. Поза может стать более расслабленной и открытой, хотя язык тела будет меняться в соответствии с появляющимися чувствами. Есть люди, которые по-другому проявляют погруженность в себя. Например, сохраняют неподвижность, кривится лицо, возникает напряжение. Некоторые признаки готовности клиента перейти от стандартных бесед к критическим, за которыми неизбежно следуют изменения. Клиент
После разговора на этом уровне клиент будет другим, по сравнению с тем, каким он был, если бы этого разговора не было. Если терапевт на этом же уровне, он также переживает некоторое воздействие, и влияние на клиента будет даже сильнее. Интимность. Общение характеризуется максимальной доступностью или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти или совсем не заботится о сохранении своего имиджа. Терапевт в полной мере воспринимает то, что выражает клиент, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что называют экстрасенсорным восприятием. В такие моменты клиент наиболее открыт и выразителен в чувствах, терапевт допускает, что его попадание под влияние переживаний клиента, им замечено, но вербально терапевт менее свободен. Как результат моментов интимности появляется возможность конфронтации с паттернами, формировавшимися в течение всей жизни, появляется надежда на преобразование способа «быть живым». В такие моменты осознается то, что уже знали, но не позволяли себе знать так долго. Интимность не является стойким состоянием отношений. В эти моменты люди разделяют глубокие и непосредственные переживания. Большая часть ценной психотерапевтической работы проходит на критическом уровне. Но часто подготовку нужно кропотливо вести на уровне стандартных бесед. Задерживаться на первом и втором уровне стоит только в случае, если клиенты тревожатся настолько сильно, что любое углубление может оказаться разрушительным для их жизненного уклада. В работе по удержанию глубины могут помочь следующие шаги:
Большое количество упражнений, предлагаемых автором для развития коммуникативного искусства терапевта, может заинтересовать и тех, кто хочет развивать свою осознанность, навык отмечать изменения глубины взаимодействия.
Предлагаю вашему вниманию простейшее упражнение из книги Дж.Бьюдженталя «Искусство психотерапевта». Упражнение на изучение процесса взаимодействия. Наблюдая за разговором в зале ожидания, кафе, салоне красоты, отметьте для себя: - Сначала свои непосредственные впечатления. Кто больше говорит? Кто больше вкладывается в разговор? - На какие признаки вы опирались, отвечая на эти вопросы? - Отметьте язык тела собеседников, жесты, выражения лиц. Что подтверждает ваши впечатления? - Попытайтесь предсказать, что будет делать дальше тот или иной участник разговора, кто сменит точку зрения, тему. - Отметьте уровень вовлеченности собеседников, какие изменения вы заметили? - Остался ли один из них или оба на формальном уровне или на уровне поддержания контакта, кто-нибудь пошел дальше этого уровня? - Кто-нибудь пошел дальше стандартного уровня? Какое действие это оказало на собеседника? - Осознал ли кто-то из них различия в уровне погруженности, кто менял этот уровень? Привычка отмечать уровень вовлеченности может обеспечить вас навыками в общении и дискуссиях, поможет повысить уровень коммуникативного искусства. | |
Просмотров: 933 | |
Всего комментариев: 0 | |