На обязательной в процессе профессиональной подготовки личной терапии я услышала вопрос о любимой в детстве сказке. Вопрос вполне естественный для терапевта, который с увлечением ведет арт-терапевтическую работу. Ведь сказкотерапия – это один из приемов арт-терапии, хотя и относительно молодой, но имеющий давние корни. Анализом сказок, мифов и их влияния на формирование личности интересовались К.Юнг, Э.Берн, российские психологи Д.Эльконин и Л.Выготский. Сказкотерапия – это совместное с терапевтом открытие знаний, живущих в душе, процесс расшифровки знаний о мире и взаимоотношениях. Это еще поиск скрытых ресурсов, потенциала личности. Слегка удивившись вопросу терапевта, я все же задумалась, и из безбрежного океана детских впечатлений отчетливо выделились две фигуры, две сказки, одна народная, другая авторская. На той сессии я обсуждала народную сказку, а сегодня поводом к размышлению хочу взять авторскую сказку В.Катаева «Цветик-семицветик», написанную в 1940 году. Силуэт цветика-семицветика можно увидеть на моей визитке. Чем так привлекательна сказка? В ней нет прямых нравоучений, в ней много тайны и волшебства, нет границ и четкого места действия, есть образность и метафоричность, психологическая защищенность и, наконец, победа добра. Читая сказку, мы сталкиваемся с ситуациями преодоления себя, выбором, ответственностью. Мы видим тот смысл, который актуален в данный момент. Со временем человек меняется, и одну и ту же сказку понимает по-новому. Чем же девочка Женя была так привлекательна для меня маленькой? Прежде всего тем, что, никем не осуждаемая, она могла идти, зевая по сторонам, читая вывески и считая ворон. Ребенку, который был приучен каждый момент делать осмысленным и посвященным полезной деятельности, было удивительно узнать, что «считание ворон» может быть вполне законным занятием. Со временем мне и многим моим ровесникам понадобилась легализация «ничегонеделанья», «пауз в пути». У сказочной Жени было что-то еще, чего не было у меня – младший брат. Как это было волшебно – иметь брата и нести для него маленькую розовую баранку! Чудо сказки заключается и в том, что мы можем идентифицировать себя с любыми героями, не только главным. Психологи сказали бы, что у ребенка, читающего сказки, развивается способность децентрироваться, вставать на место другого. Удивительно сейчас, но я маленькая никогда не боялась тех страшных белых медведей, которые направились к Жене на Северном полюсе. А ведь первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой. Тогда мне их было скорее жаль. Интуитивно я чувствовала, что злые и страшные они из-за чего-то. На психологическом языке из-за фрустрации какой-то потребности. При этом степень агрессии зависит от важности этой игнорируемой потребности. Да и как не быть злым, если ты рябой, потертый, помятый. И неизвестно, что прикрывает странный для медведя аксессуар – берет. Попытка понять героя сказки, назначенного автором на роль страшного, плохого, закрепилась во мне, возможно сыграв некоторую роль в моем профессиональном самоопределении. Неотъемлемой частью любой сказки является вопрос выбора. В ней есть проверка на искушение, на силу духа, принятие своего пути и ответственности за свой выбор. Чудесное место есть в сказке «Цветик-семицветик», когда Женю взяла досада на девочек с самыми разными игрушками. Целых два лепестка потратила Женя, сначала пожелав, чтобы все игрушки на свете стали бы ее, а затем отменяя свое желание. Когда по ее желанию все мячики, шарики, велосипеды, куклы со всех городов Советского Союза устремились к Жене, пища, гудя, прыгая, девочка испугалась его исполнения. Этот момент научил без лишних наставлений тому, что не каждое исполненное желание приносит радость. Кульминацией сказки становится выбор желания для седьмого, последнего лепестка. Впервые перед девочкой встает вопрос приоритета. Помню, как билось мое детское сердце в тот момент. Настоящая сказка всегда имеет хороший конец. И еще герой, проявляющий свои лучшие качества, обязательно бывает за это вознагражден. Седьмой лепесток сделал Женю счастливой, научив ее и других детей, что доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит новых друзей и много радости. В каждой сказке обязательно есть персонаж, помогающий главному герою. Старушка, подарившая Жене цветик-семицветик, не задержала моего детского внимания. Этот кусочек привлек мое внимание недавно. Старушка привела Женю в садик и обещала помочь. Правда, баранок и денег у нее не было, но был цветик-семицветик, который все может. Мудрая старушка знала, что все необходимое есть в самой девочке, достаточно поддержать ее в трудную минуту, подвести к расстановке приоритетов, помочь прислушаться к своему внутреннему голосу. Как это созвучно для меня с работой психолога. В сказкотерапии есть прием придумывания продолжения сказки. Это позволяет выбрать наиболее соответствующий внутреннему состоянию конец или выбрать новый жизненный сценарий. А можно просто перечитать свои любимые сказки и отыскать в них множество опорных точек. Ведь все испытания, которые выпадают на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Предлагаю маленькое упражнение. У вас появился цветик-семицветик. Ответьте себе на несколько вопросов. Начнете ли вы сразу загадывать желания или отложите на потом? Есть ли какое-то желание, которое вы исполните первым и незамедлительно? Будете ли вы обсуждать с другими, что вам пожелать? Знаете ли вы, в какой последовательности будете исполнять свои желания? Оставите ли вы один или два лепестка на будущее? | |
Просмотров: 704 | |
Всего комментариев: 0 | |