Используя материалы книги, сформулируем понятие «экзистенциальная терапия», определим основные характеристики. Формальное определение. Экзистенциальная психотерапия – это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума. У терапевтов экзистенциальный подход ассоциируется с такими понятиями как «аутентичность», «встреча», «выбор», «самоактуализация». Некоторые терапевты привыкли считать этот подход аморфным, нерациональным, даже романтическим, некой лицензией на импровизацию. В своей книге И.Ялом показывает, что экзистенциальная терапия является столь же ценной, эффективной парадигмой, столь же рациональной, систематичной, как и любая другая. Экзистенциальная терапия – динамическая терапия. К таким видам терапии относятся те, которые основаны на динамической модели функционирования психики. Модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, мысли, эмоции и поведение, они существуют на разных уровнях сознания, некоторые совершенно неосознанные. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Мы неизбежно встречаемся с ними в так называемых «пограничных» ситуациях – таких как принятие необратимого решения, крах смыслообразующей системы, угроза личной смерти. И.Ялом называет четыре таких данности. Смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Смерть – наиболее очевидная осознаваемая данность. Центральный экзистенциальный конфликт – противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием жить. Свобода. Представляется позитивным явлением. В экзистенциальном смысле «свобода» - это отсутствие внешней структуры. Открытие того, что индивид несет полную ответственность за свой мир, сам является его творцом, вступает в конфликт с потребностью в почве и структуре. Изоляция. Сколько бы мы ни были близки к кому-то, между нами остается непреодолимая пропасть. Мы приходим в мир в одиночестве и в одиночестве его покидаем. Экзистенциальный конфликт заключается в осознаваемой изоляции и потребности в контакте, принадлежности к большему целому. Бессмысленность. Динамический конфликт заключается в дилемме, стоящей перед человеком, ищущим смысл, творящим свой жизненный замысел и брошенным в бессмысленный мир. Эти данности порождают осознаваемые и неосознаваемые страхи и мотивы, в ответ на тревогу формируют защитные механизмы. Какова глубина исследования экзистенциальной терапии? С экзистенциальной точки зрения глубоко исследовать не значит исследовать прошлое, это значит размышлять о том, что вне времени, о том, что мы есть, о том, что определяет наш выбор, формирует нашу жизнь. По определению Ялома главное время в экзистенциальной терапии это «будущее-становящееся-настоящим». Терапевты, работающие в других парадигмах сталкиваются с «конечными данностями» в своей работе, но часто предпочитают не иметь с ними дела отчасти из-за того, что они универсальны, отчасти от того, что встреча с ними слишком страшна. Задача экзистенциального терапевта состоит в том, чтобы снять подавление, ознакомить человека с тем, что он на самом деле всегда знал. Чтобы принять, понять, осмысленно выстраивать свою жизнь. Данный подход должен быть феноменологическим. То есть терапевт должен входить в мир переживаний человека и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, искажающих понимание. Рождение экзистенциально-гуманистической психологии стало расширением рамок бихевиоральной и аналитической школ. Представители нового направления (А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй) полагали, что оба эти подхода исключают из рассмотрения некоторые важнейшие свойства, которые делают человека человеком – выбор, ценности, любовь, человеческий потенциал. По утверждению Ялома экзистенциальная терапия в Европе подчеркивала человеческие ограничения и трагическую сторону существования, сосредоточена на конфронтации с тревогой неопределенности и ее принятия. Американские гуманистические психологи больше говорят о сознавании, развитии потенциала, о самореализации. «Друзьями семьи» назвал Ялом и гуманистических аналитиков. Э.Беккер подчеркивал значение воли и тревоги, связанной со смертью, К.Хорни – критическое влияние представлений о будущем на поведение индивида, Э.Фромм прояснил роль и страх свободы в поведении, Г.Кайзер писал об ответственности и изоляции. Гуманистическое кредо гласит, что «человек больше, чем сумма его частей». Экзистенциальный взгляд видит человека не как субъекта, который воспринимает внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности. Экзистенциальные терапевты погружаются в опыт другого человека через эмпатию, присутствие, активное слушание, принятие, способствуют исследованию и пониманию своей жизни, освобождению от иллюзий и самообмана, формированию осмысленности и ответственности за свою жизнь, размышлению о целях и ценностях. Терапевту в таком путешествии важно по выражению Дж.Бьюдженталя «не бояться взять на себя обязательство погрузиться в неисследованные глубины человеческой субъективности», быть мудрым и зрелым, устойчивым к неопределенности, спутнице свободы. Экзистенциальная ориентация – это подход, который существует бок о бок с другими подходами, не является исключительным. Это фундаментально гуманистическая парадигма, созвучная с глубинно человеческой природой терапевтического процесса. Источник: http://psylib.org.ua/books/yalom01/ | |
Просмотров: 737 | |
Всего комментариев: 0 | |